• 18 октября, четверг
  • Москва, ул. Восточная, д. 4, корп. 1, Культурный центр ЗИЛ, лекторий

Кинолекторий «Смелое» кино в советскую эпоху

Культурный Центр ЗИЛ
5 дней назад
с 19:30 18 октября по 21:00 9 ноября
Москва
ул. Восточная, д. 4, корп. 1, Культурный центр ЗИЛ, лекторий

Цикл лекций о кино в рамках сезона «Табу, запреты и сакральное»

18 октября

Воспитание чувств. Эволюция телесности в советском кинематографе.

Категории «чувственного» и «телесного» традиционно считаются табуированными темами советского кино. Добропорядочный член государства не мог распоряжаться тем, что ему принадлежит, особенно собственным телом. Несмотря на это, раннее советское кино проникнуто самыми смелыми темами: это и проституция, и аборты, и брак втроем. Обнаженной натурой в своих фильмах любуются Эйзенштейн, Довженко, и Роом.

Мы поговорим о том, как менялось представление о дозволенном на экране с 1920-х гг до эпохи «перестройки», как разрешался конфликт между чувством и долгом, и почему ревность считалась буржуазным чувством. И посмотрим отрывки из фильмов.

Ведущая кинолектория – Асса Новикова, исследователь советского кинематографа, автор статей в журнале «Сеанс»Colta.ru, на «Кинопоиске», создатель популярного паблика «С красной строки».

 

26 октября

Робкие и зримые: поиски Бога в советском кино

В советском пространстве Бог был отменен. Отменили Его, как известно, сразу же во время революции, а далее, как и все отмененное в те годы, стали уничтожать. Искусством упоенно завладевают слуги Дьявола – демоны и бесы. Особенно активно они орудуют в кинематографе – да и понятно: он на виду, он уже теперь «самое важнейшее из искусств».

Но в 50-е годы после смерти Сталина должен был произойти прорыв. Религиозный прорыв. Метафизический прорыв. И он происходит — в фильме «Летят журавли» режиссера М.Калатозова и оператора С.Урусевского.

Для этого им понадобилась пьеса В.Розова «Вечно живые» и полное ощущение, что на ее месте могла быть практически любая другая – главное, чтобы не сталинским языком написанная, а несущая новые смыслы. Столь новые, что станет отнюдь не случайным получение фильмом «Золотой пальмовой ветви» Канн: авторы ленты открывали метафизические смыслы не только отечественному кинематографу, а, пожалуй, и  мировому – ведь он тоже после перенесенных военных «завис» в каком-то тревожном пространстве полумглы. 

В СССР в 50-е годы происходило рождение души.  Из тьмы, из пустоты, из ничего прорывалась на свет божий душа. И — не могла найти себе трансцедентного выхода. Зависала в каком-то промежуточном пространстве между Небом и Землей, Адом и Раем, между жанрами, стилями, направлениями, между прорывающимся наружу Авторским Началом и все обволакивающей Мифологией Времени, еще вполне советской и отнюдь не настраивающей на личностное осмысление происходящего.

Душа кинематографа 50-х, да и последующего советского кинематографа, как будто пугалась возложенного на нее бремени и предпочитала скрываться, таиться, боясь открыть свою подлинную сущность.

О поначалу достаточно робких, а потом все более отчетливых и зримых поисках Бога в советском кинематографе и пойдет речь.

Ведущий кинолектория Александр Шпагин — кинокритик, историк кино, обладатель Премии гильдии киноведов и кинокритиков, актёр, режиссёр.

01 ноября

Гудбай, Америка. Мечты о загранице в советском кино. 

Свобода передвижения — одно из главных базовых прав, которых был лишен советский человек.  Редким счастливчикам удавалось увидеть заграницу своими глазами, большинству же  приходилось довольствоваться тем образом мира, который возникал на экранах благодаря советскому кино.  

Робкие надежды на мирное сосуществование двух систем в фильмах  Льва Кулешова и Александра Мачерета, сменяются агрессивной риторикой холодной войны в фильмах 1950-х гг. Интернациональные романы в кинематографе эпохи «застоя», и разочарования эпохи «перестройки»…

Обо всем этом, мы поговорим в нашей лекции, которая будет сопровождаться отрывками из наиболее интересных фильмов.

Ведущая кинолектория – Асса Новикова, исследователь советского кинематографа, автор статей в журнале «Сеанс»Colta.ru, на «Кинопоиске», создатель популярного паблика «С красной строки».

9 ноября

Режиссер Динара Асанова была признанным гением кино о тинейджерах. Герои ее фильмов влюблялись, бунтовали и жадно отвоевывали себе право на чувства. В 1984 году Асанова снимает фильм «Милый, дорогой, любимый, единственный», который можно назвать первой молодежной драмой. Тревожный гул нового времени, музыка «Аквариума» за кадром, преступная борьба за любовь. Здесь как в фокусе были собраны многие будущие мотивы перестроечного кино.

В планах на вечер 9 ноября – просмотр фильма и обсуждение с Ассой Новиковой и Александром Шпагиным. Присоединяйтесь!

Асса Новикова – исследователь советского кинематографа, автор статей в журнале «Сеанс»Colta.ru, на «Кинопоиске», создатель популярного паблика «С красной строки».

Александр Шпагин — кинокритик, историк кино, обладатель Премии гильдии киноведов и кинокритиков, актёр, режиссёр.

Регистрация

Рекомендуемые события

Организуете события? Обратите внимание на TimePad!

Профессиональная билетная система, статистика продаж 24/7, выгрузка списков участников, встроенные инструменты продвижения, личный кабинет для самостоятельного управления и еще много чего интересного.

Узнать больше