Извините, регистрация закрыта. Возможно, на событие уже зарегистрировалось слишком много человек, либо истек срок регистрации. Подробности Вы можете узнать у организаторов события.
Цикл лекций в рамках сезона «Табу, запреты и сакральное»
16 октября
«Сакральное / Профанное: здесь рождается запрет». Лекция Сергея Зенкина
Цикл лекций о теоретических подходах к изучению табу и запретов открывает литературовед, лауреат премии Леруа-Болье, кавлер французского ордена Академической пальмовой ветви, автор уникального исследования на русском языке «Небожественное сакральное» Сергей Николаевич Зенкин.
Во всех обществах, как «первобытных», так и «цивилизованных», существуют запреты, одним из видов которых является табу. Запреты распространялись на предметы и субстанции, на слова и выражения, на нарушение определённых социальных структур, а в социальном быту выделялись особые, табуированные люди. До сих пор запретными темами оказываются базовые факты человеческого опыта: сексуальность и смерть. Запреты мотивируются религиозными или светскими традициями, и в современном обществе они часто служат, с одной стороны, орудием осуществления власти (на разных уровнях), а с другой стороны, предметом демонстративного нарушения (трансгрессии) в некоторых направлениях искусства.
Без запретов и табу невозможно представить ни культуру, ни человека, ведь они обеспечивают противопоставление двух фундаментальных категорий человеческого мышления: сакрального и профанного.
22 октября
«Табу и границы возможного: психология запрета». Лекция Елены Дозорцевой
«Табу» в языках острова Фиджи, Полинезии и других островов южной части Тихого океана означает нечто одновременное священное и запретное.
В 1913 г. вышла работа Зигмунда Фрейда «Тотем и табу», в которой основатель психоанализа старался показать значение запретов не только для психологической жизни человека, но и для общества в целом, применяя к социологическим процессам, развитию морали, права свой своеобразный теоретический аппарат. Табу, или запрет, занимает в концепции психоанализа одно из центральных мест: накладывая ограничения на желания, потребности человека, оно служит причиной его страданий, вызывает психическую травму. Лечение таких травм – задача психоаналитической психотерапевтической практики.
Но можно ли жить без запретов? Какую роль – негативную или позитивную они играют в нашей жизни? В какой форме выступают? Как они рождаются и умирают? Как усваиваются человеком? Что побуждает его нарушать запреты? Что происходит, когда запреты снимаются?
Мораль, право, культура, цивилизация – все они предполагают существование определенных норм, правил и предписаний, как можно и как нельзя, как правильно и как неправильно, как должно и как недопустимо. А свобода и творчество требуют более широкого пространства! Как выйти из этого противоречия?
Время кризисов и революций, социальных, интеллектуальных, информационных, время, в котором мы живем, создает новые возможности, пространства свободы. Нужны ли здесь запреты?
Эти и другие вопросы можно будет обсудить на лекции Елены Дозорцевой.
Елена Георгиевна Дозорцева — учёный, доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой юридической психологии и права факультета юридической психологии МГППУ, руководитель лаборатории психологии детского и подросткового возраста научного центра социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского, специалист по практической помощи пострадавшим во время чрезвычайных ситуаций; за помощь детям и семьям Беслана удостоена нагрудного знака МЧС «Участнику ликвидации последствий ЧС».
Возможно, вам захочется почитать книги по теме, а некоторые из них вы точно сможете найти в библиотеке Культурного центра ЗИЛ:
Фрейд З. Тотем и табу. Психология первобытной культуры и религии
Эрхардт У. Хорошие девочки отправляются на небеса, а плохие – куда захотят. Или почему послушание не приносит счастья
Хаэр Р.Д. Лишенные совести. Пугающий мир психопатов
В. Франкл Человек в поисках смысла
Леонтьев Д.А. Психология смысла
30 октября
«Священные запреты, или как правильно убегать от тёщи».
Джеймс Кук, печально известный английский путешественник, в конце 18 века разъяснил слово "табу" своим соотечественникам, узнав его у новозеландских маори, как "вещи, которые нельзя есть". Ирландские саги описывают "гейсы" дар, полученный героем и сопряжённый с запретом, настолько серьёзным, что нарушение его влекло смерть. В русском языке есть "табуированная лексика", и даже в саге о Гарри Поттере есть Тот, Кого Нельзя Называть.
Такие разные практики, связанные с едой, словами, и в принципе любыми вещами, действительно встречаются повсеместно и, пожалуй, известны всем человеческим сообществам. Обычно они оказываются связаны с тем особым кругом предметов, явлений и людей, вокруг которых и формируется в обществе то, что называют религией.
В начале 20 века антрополог и религиовед Роберт Маретт даже создал теорию, описывающую систему запретов-табу и веру в особую силу мана как первоначальный этап развития религии. А создатель психоанализа Зигмунд Фрейд размышлял о роли священных запретов, объясняя их стремлением общества избежать инцеста и убийства. Он приводил в качестве примера взаимоотношения зятя и тёщи, весьма жёстко регламентируемые не только у аборигенов, но и у современных людей.
В лекции мы увидим, как система табу выглядит в различных религиозных традициях и, выходя за их пределы, регулирует жизнь современного человека.
Лекцию читает Ксения Колкунова — кандидат философских наук, старший преподаватель ПСТГУ.
Для тех, кто хочет почитать книги по теме — а некоторые из них взять в библиотеке Культруного центра ЗИЛ:
Маретт Р. Р. Формула табу-мана как минимум определения религии
Дюркгейм Э, Элементарные формы религиозной жизни
Элиаде М. История веры и религиозных идей