Извините, регистрация закрыта. Возможно, на событие уже зарегистрировалось слишком много человек, либо истек срок регистрации. Подробности Вы можете узнать у организаторов события.
Первая лекция из цикла «Культура в деталях».
Понятия «культура» и «цивилизация» возникают в XVIII в. в тесной связи с философией Просвещения, а также становлением общества модерна. Эпоха Просвещения закрепила за понятием высокое значение, связав его с человечностью (Дж. Вико) и духовной составляющей человеческого существования (И. Кант). Но уже во второй половине XIX в. в рамках культурной антропологии возникают иные определения культуры. В социально-гуманитарном знании происходит сдвиг интереса от высокой культуры (культуры как собрания достижений человечества в области искусства и науки) к культуре повседневности. Именно антропологи (изучавшие неевропейские культуры) показали, что те элементы поведения и мышления человека, которые нам кажутся естественными, являются культурно заданными и сконструированными (М. Мосс, М. Мид). Такой «антропологический» взгляд на культуру в XX в. был воспринят историками, появилось особое направление — историческая антропология. Для историков этого направления культура становится важнейшим термином, без учета которого невозможно понять людей других эпох (а значит, и внутренние пружины исторических процессов).
На лекции вы узнаете:
• как связаны между собой, согласно И. Канту, «свобода» и «культура» и почему такое большое значение он придавал самостоятельности мышления;
• что такое «техники тела» и как работы антропологов повлияли на понимание «культуры»;
• почему Маргарет Мид стремилась выяснить, есть ли у подростков, живущих на Самоа, «пубертатный период»;
• почему, по мнению Филиппа Арьеса, «детства» до XVII в. в Европе не существовало;
• почему Отелло так настаивает на молитве Дездемоны и называет себя «убийцей честным».
Лектор: Наталья Юрьевна Зверева, канд. культурологии, доцент.