«Структуры конкретики»: концерт к юбилею Хельмута Лахенмана. Блок первый

Хельмут Лахенман — один из самых известных на сегодняшний день композиторов, оказавших огромное влияние на развитие современной академической музыки. Свой творческий метод композитор называет «инструментальной конкретной музыкой». Для Лахенмана инструмент является безупречным музыкальным носителем, а звуковые события организуются так, что в них важен не только конечный результат, то есть непосредственно звук, но и способ, которым этот результат был достигнут. Нетрадиционные способы игры на инструментах — не менее значимая составляющая музыкального языка Лахенмана, чем работа со звуком.

Концерты 12+
  • Струнный квартет №3 называется «Grido», что с итальянского переводится как «крик». Интерпретации такого наименования могут быть самые разные: некоторые исследователи сравнивают этот квартет с картиной Эдварда Мунка и задаются вопросом, было ли это целенаправленной отсылкой к произведению художника. Само звучание этого квартета не воспринимается как музыкальная форма крика, разве что ближе к концу возникает эпизод на три форте. Поэтому ещё одним вариантов интерпретации названия может быть осознанно достигаемый композитором эффект несоответствия между музыкой и словом, что в целом свойственно для музыкального языка Лахенмана.
  • Эстетика творчества Георга Фридриха Хааса основана на идее о том, что музыка способна «сформулировать эмоции человека и состояние его души таким образом, чтобы другие люди смогли воспринять это как свои собственные ощущения». В спектральном методе Хаас нашёл инструмент, открывающий безграничные возможности для музыкального воплощения «сильных, эмоциональных ударов».
    Струнный квартет №2 сам Хаас называет «мерцающей звуковой картиной». На протяжении 20 минут перед слушателем разворачивается целое спектральное полотно, переливающееся регистровыми контрастами струнных инструментов, парящими глиссандо и неспешно перетекающими одна в другую гармониями.

Струнный квартет «A&C» специализируется на исполнении и популяризации произведений новейшей квартетной музыки. В репертуар ансамбля входят сочинения композиторов второй половины XX-начала XXI веков: Георга Фридриха Хааса, Хельмута Лахенмана, Джачинто Шелси, Джулио Коланджело, Стива Райха, Освальдо Голихова, Алексея Сысоева, Сергея Невского, Александра Хубеева и других. По инициативе оркестра в Электротеатре Станиславский запущен первый абонемент новой квартетной музыки. 


«Целью цикла было исполнить все три квартета Лахенмана, поскольку это очень редкое для Москвы событие: насколько мне известно, первые два вообще не исполнялись в России. Георг Фридрих Хаас, Оскар Бьянки и Горацио Радулеску были выбраны из большой симпатии к этим опусам, а также благодаря попытке найти некоторые сходства между вышеперечисленными авторами с квартетами Лахенмана в методах работы над звуком, технических приёмах и прочим», — рассказывает Глеб Хохлов, куратор цикла.

 

ПРОГРАММА ЦИКЛА

20/02
Хельмут Лахенман
Струнный Квартет No.3 «Grido» (2001)
Георг Фридрих Хаас
Струнный Квартет No.2 (1998)


4/04
Хельмут Лахенман
Струнный Квартет No.2 «Reigen seliger Geister» (1989)
Оскар Бьянки
Струнный Квартет No.2 «Pathos of Distance» (2017)


29/05
Хельмут Лахенман
Струнный Квартет No.1 «Gran Torso» (1971)
Горацио Радулеску 
Струнный Квартет No.5 «Before the universe was born» (1990-1995)

Поделиться:

1526 дней назад
20 февраля 2020 20:00–21:30

Москва
ул. Восточная д.4 к.1
Показать на карте

Уже есть билет
Восстановить

Поделиться:

Связь с организатором

Напоминаем, что для того чтобы восстановить билет организатору можно не писать.

На этот адрес придёт ответ от организатора.

Подпишитесь на рассылку организатора

Восстановление билета

Введите адрес электронной почты, указанный при регистрации на событие

Обращаем внимание на то, что билеты должны были прийти к вам на почту сразу после покупки.

Возврат билета

Если вы хотите вернуть билеты, вы можете сделать это по ссылке из письма с билетами или оформить запрос организатору в вашем  личном кабинете.

Подробнее о возврате билетов